| 
     
  В предыдущих статьях затрагивались вопросы, связанные с особенностями звучания оборудования и критериями выбора 
звукового окружения с учетом слушательского опыта и предпочтений, которые формируют критерии качества и требования, 
предъявляемые к звукотехнике. Как было показано, параметрические критерии не всегда однозначно определяют высокое качество 
звучания оборудования.  
  Наряду с этим были затронуты вопросы, связанные с двумя подходами в освещении поставленной задачи в аудиопрессе. Речь 
идет о том, что в средствах массовой информации, направленной на потребительский рынок, доминирует субъективистский подход, 
зачастую полностью отрицающий роль метрологии и научных данных. Вместе с тем в профессиональной прессе, как правило, доминирует 
строго "железный", объективный подход в освещении звукового оборудования, оставляя за рамками рассмотрения "гуманитарный" 
аспект, т. е. человеческий фактор.  
  Речь идет о том, насколько фундаментальные теоретические знания, проверенные практикой, совпадают или каким-либо образом 
соответствуют тому личному условно-достоверному практическому слуховому опыту, который накапливался вне этих знаний 
эмпирически. Другими словами, насколько накопленный слушательский опыт позволяет человеку сопоставлять определенные 
феномены звучаний с объективной реальностью, представленной метрологическими данными в виде технических параметров.  
  При этом само сопоставление, как правило, требует определенной вербализации, что в свою очередь предполагает 
наличие адекватно понимаемой всеми терминологии.  
  Например, мониторное звучание, определяемое как документальное, предполагает очень высокую степень разрешающей 
способности, т. е. собственные совокупные искажения системы должны быть очень малы, в противном случае перципиенту (т. е. 
слушателю) будет трудно различать (и идентифицировать) те звуковые события, которые находятся на пороге восприятия и 
составляют значимые нюансы звуковой картины. Однако нередко в аудиопрессе как профессиональной, так и потребительской к 
словосочетанию "разрешающая способность" часто добавляется слово "музыкальная".  
  В личных беседах и консультациях меня часто спрашивают: "Что для Вас означает понятие "музыкальное разрешение" и какая 
аппаратура, на Ваш взгляд, обладает им в наибольшей степени?". 
  В предлагаемой вашему вниманию статье я попытаюсь ответить на этот вопрос как с позиций личного опыта, так и с позиций 
целостного системного подхода, включающего и технические, и гуманитарные стороны через рассмотрение системы ЧЕЛОВЕК-АППАРАТУРА.  
  Вопрос о "музыкальном разрешении" я задавал во время совместной работы профессиональным музыкантам, исполняющим 
классическую музыку и мнение которых для меня наиболее авторитетно. Все опрошенные мной люди высказались вполне 
определенно, что такого понятия в их среде нет. Существует или хорошая музыка, или плохая. Или хорошее исполнение, или 
бездарное. Или слушающие (и слышащие) и сопереживающие слушатели, или эмоционально и музыкально глухие. Мнение 
музыкантов вкратце можно изложить так: творческий гений музыканта - исполнителя или композитора - одинаково хорошо виден 
в любых условиях и отчетливо просматривается в любом звучании и на любом оборудовании. Присоединяюсь и разделяю.  
  Означает ли это, что словосочетание (раз уж это не является понятием) является пустым звуком без содержания и его надо 
выбросить на свалку? Нет, не означает ни в коей мере. Как же так? Противоречие? И да, и нет - зависит, с какой стороны 
посмотреть на суть дела.  
  В своих статьях и рецензиях я много раз ссылался на общую психологию восприятия в ее частных проявлениях. Дело в том, что 
люди, прошу прощения за банальность, не рождаются с одинаковым набором природных данных и наклонностей - это было бы слишком 
скучно. В данном контексте нас интересует музыкальность. Музыкальность людей, разумеется (нелепо обсуждать музыкальность 
самих инструментов, например, насколько рояль Steinway более "королевский", чем "royal'истый" Bluthner или какие инструменты 
- Страдивари или Гварнери - обладают большим "музыкальным разрешением").  
  Музыкальностью люди от природы наделены в разной степени. Одни наделены внутренним музыкальным слухом - могут напеть "про 
себя", но не голосом любимую мелодию. Другие могут и то и другое. Третьи вдобавок к этому могут еще и исполнить мелодию на 
каком-нибудь инструменте. Кто-то музицирует дома для себя, для кого-то музицирование становится смыслом жизни и профессией. 
  Поэтому не удивительно, что нет двух людей с одинаковым восприятием и переживанием музыки. Два человека, сидящих в зале, 
где исполняется музыкальное произведение могут (что и происходит в реальной жизни) совершенно по-разному его воспринимать. Для 
одного это может быть крупным событием в его духовной жизни, для другого же всего лишь эпизодом приятного времяпрепровождения. 
Еще одна банальная очевидность.  
  Стоит ли в таком случае разную их реакцию, обусловленную различиями их ВНУТРЕННЕГО психологического склада, объяснять 
ВНЕШНИМИ факторами - особенностями архитектурной акустики помещения, например, или недостаточным "музыкальным разрешением" 
оркестра? Сомневаюсь, что из этого получится что-нибудь путное - даже если в этом примере оркестр заменить аппаратурой, то все 
равно восприятие будет разным.  
  Представим себе комнату со звучащей аппаратурой, которая воспроизводит в ней какое-нибудь музыкальное произведение. В 
комнате никого нет. Аппаратура воспроизводит звуки. Объективно. Со своей собственной "параметрической" (объективной) разрешающей 
способностью, определяемой комплексом неадекватностей в точности передачи параметрических компонентов сигналограммы - в нашем 
случае звуковых колебаний. Звуки будут оставаться только звуками до тех пор, пока в комнату не войдет ЧЕЛОВЕК. Вот только с этого 
момента они станут МУЗЫКОЙ.  
  И тогда можно было бы в принципе говорить о "музыкальном разрешении". Аппаратуры? НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! Чего же тогда? 
Логический вывод напрашивается сам собой - о "музыкальном разрешении" системы, состоящей из КОМПЛЕМЕНТАРНОЙ пары 
"аппаратура - человек". Однако такой чисто формальный вывод хотя и отражает дуалистическую природу звуковой среды обитания, как 
уже говорилось выше, тем не менее обладает своим набором ограничений.  
  Представим себе другую ситуацию. В комнате находится человек, есть также звукотехническая аппаратура воспроизведения, но она 
выключена. Человек, вспомнив любимую мелодию, напевает ее "про себя". А здесь есть "музыкальное разрешение"? Если под ним 
понимать точность "пропетых" внутренним голосом нот в исходной тональности без транспонирования - то да, есть.  
  Идем дальше. На каком-то этапе наш человек, пропевающий мелодию "про себя", вдруг обнаруживает, что дальше не помнит. Он 
включает аппаратуру, ставит эту мелодию на воспроизведение и начинает слушать. Дойдя до нужного фрагмента, он вдруг понимает, 
почему у него не получалось продолжить эту мелодию.  
  Причина в том, что впервые эту мелодию он услышал в женском исполнении в одной определенной тональности, скажем, в ре-минор, 
которая и "прописалась" в его музыкальной памяти. Позже, не найдя исполнения в "оригинале", но желая иметь полюбившуюся 
мелодию, человек приобретает ее запись в мужском исполнении и поэтому в другой тональности, в соль-минор, например.  
  Тональности отстоят друг от друга на чистую квинту (второй после октавы консонирующий интервал) что может "сбивать" 
музыкальную память, особенно если в мелодии есть модуляции или переходы в родственные параллельные тональности. "Сбой" может 
происходить также от того, что при воспроизведении "про себя" внутренним слухом человек (мужчина в нашем примере) "пропевает" 
ее по памяти женским голосом, в то время как подсознательно для него ближе по тесситуре и естественнее по природе тональность 
мужская, в более низком регистре, и поэтому есть устойчивое неосознанное желание в нее "съехать", тем более, что есть и 
удобный "объект для подражания". В этом случае аппаратура помогает восстановить у слушателя целостность музыкального образа.  
  Но музыкальный образ оживает в человеке, а не в аппаратуре. Аппаратура создает лишь звуковой его отпечаток, проекцию в 
пространстве. Правомерно ли тогда утверждать, что здесь у аппаратуры высокое "музыкальное разрешение"? Является ли в таком 
случае аппаратура причиной "сбоя" музыкальной памяти, если она же и помогает ее восстановить? В этой ситуации вообще трудно 
говорить о "музыкальном разрешении", так как непонятно, к кому или чему его применять в предъявляемых претензиях за 
несостоявшуюся адекватную музыкальность прослушивания.  
  Здесь степень "музыкального разрешения" скорее субъектна, чем объектна и зависит от того, сколь полно способен получатель 
усвоить информацию, доставляемую ему объективными средствами - аппаратурой.  
  Поэтому на вопрос о том, какая аппаратура в наибольшей степени обладает "музыкальным разрешением", всегда отвечаю - 
никакая. И это не поза, а принципиальная позиция, хотя меня и подмывает по-человечески ответить: та, которая не просто 
нравится, а нравится УСТОЙЧИВО, т. е. образует комплементарную пару взаимодействия как в профессиональной сфере, так и в бытовой.  
  На мой взгляд, словосочетание "недостаточное музыкальное разрешение", которое используется как терминологическое 
определение ситуации несоответствия друг другу пары "аппаратура-слушатель" и недостаток которого выносится в виде 
приговора-диагноза системе аппаратных средств, не вполне удачен. 
  Более корректным, на мой взгляд, было бы рассматривать это через комплекс неадекватностей, разговор о котором был начат 
раньше. В данном случае через комплекс неадекватностей типа "стимул/передача-восприятие" в системе "УСТРОЙСТВО-ОПЕРАТОР" (в 
общем случае) или, что нам ближе - "АППАРАТУРА-СЛУШАТЕЛЬ".  
  В системах связи типа "ПРИЕМНИК-ПЕРЕДАТЧИК" актуальны несколько существенных вопросов.  
    
  В отношении передатчика:  
  какова его "максимальная производительность" -   информационная пропускная способность (количество одновременно   
  передаваемых каналов, например);   
  насколько далеко он "стреляет" - его мощность.  
  В отношении приемника: 
 
  какова его чувствительность, т. е. насколько далеко он   может находиться от передатчика;  
  какова его избирательность, т. е. насколько "чисто" он в   состоянии принимать одну выбранную станцию (которая есть 
  полезный сигнал) при мешающей соседней (которая   рассматривается как помеха или шум).  
  Александр Гапон   
    
		  
		
		Часть [1]  
			  [2]  
            
		
		
		
		 		
								
						
						
						
						
						 |