Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Когда в конце 1920-х годов Берлинер отошел от дел, его преемники, будучи более мелкими по масштабу личностями, перестали со всей тщательностью подбирать музыкантов для записей. То ли у вновь народившихся продюсеров не хватало чутья, то ли они не хотели платить большие деньги исполнителям. Сейчас это уже неважно. Просто наметилась опасная тенденция, но тогда она таковой не воспринималась; считалось, что в случае необходимости рынок будет в состоянии восстановить прежний уровень требований студии к музыкантам. Но случилось непредвиденное. Без всякого злого умысла ученые немцы подложили нам всем свинью. На фирме “Telefunken” в конце 1940-х годов был создан выдающийся по качеству студийный магнитофон модели “M5”. Но главное, в этом магнитофоне была предусмотрена специальная оснастка, благодаря которой с помощью только ножниц и клея можно было монтировать фонограммы. Именно эта возможность мгновенно была оценена и дала толчок к быстрому появлению на рынке долгоиграющей грампластинки (8). Руководители студий звукозаписи сразу сообразили, что за счет применения монтажа фонограммы можно любую унылую посредственность превратить в музыкальное дарование.
    Немедленно появились и те, кто взялся за это дело. Это были звукорежиссеры! Напомню, что высшие учебные заведения звукорежиссеров тогда не готовили. Ими обычно становились бывшие музыканты, чаще всего неудачники с непомерно развитыми амбициями.
    Эти ущербные люди получили неограниченную власть над музыкой, в первую очередь возможность резать фонограммы на куски, а затем склеивать их так, как им заблагорассудится. Звукорежиссер превратился в зловещего доктора Франкенштейна, который сначала умерщвлял музыку, нарушая в ней естественное течение времени, а затем из частей расчлененного трупа сшивал страшных монстров. Эти монстры, облаченные в цивильные одежды, поначалу оставались незамеченными публикой, а с середины XX века вытеснили настоящую музыку и занимают теперь ее место.
    Не обладающие музыкальным вкусом, технически малограмотные, звукорежиссеры возглавили музыкальную, а также техническую политику звукозаписывающих фирм.
    Прежде всего, они отправили на пенсию всех великих музыкантов-исполнителей, разумеется тех, кто еще оставался жив.
    Затем они прибрали к рукам звукозаписывающее оборудование.
    Теперь звукорежиссеры формулировали требования к параметрам и к эксплуатационным возможностям аппаратуры. Именно по их инициативе появились полимикрофонная техника (9) и искусственная реверберация, компрессирование и лимитирование и еще много такого, что делало записанную музыку неудобоваримой.
    По их инициативе проектировались потрясающие своей величественностью (10) и одновременно безумные по сложности звукорежиссерские пульты.
    В силу своего технического невежества звукорежиссеры довели перечень технических требований к качеству звукозаписывающего оборудования до трех главных величин: коэффициента гармоник, полосы воспроизводимых частот, отношения сигнал/шум. Эти параметры с тупым упорством совершенствовались саунд-инженерами в течение последних 70 лет. О комбинационных продуктах нелинейных искажений звукорежиссеры знать не знали, а потому не догадывались о том, что нарастающая мощность этих продуктов установила предел допустимой длины пути прохождения музыкального сигнала в звукозаписывающем тракте. На многие очевидные вещи звукорежиссеры сознательно закрывали глаза и уши. Они, например, не замечали и не замечают до сих пор: того, что звуковые кабели вносят в звучание окраску; того, что каждая аналоговая и даже цифровая перезапись фонограммы заметно ухудшает ее звучание и т. д. По их мнению, все то, что не подтверждается таблицей умножения, существовать не может, поэтому на законном, с точки зрения арифметики, основании (11), практически любая запись на компакт-диске в процессе мастеринга переписывается с одного носителя на другой 5-6 раз.
    И все же главное преступление, за которое, я так думаю, звукорежиссеры должны понести уголовную ответственность, состоит в том, что стоя, можно сказать, у руля звукозаписи в течение последних 55 лет (12) они не заметили деградации звучания производимых ими фонограмм. Да и как они могли это заметить - ведь их деятельность была нацелена не на распространение посредством звукозаписи самой музыки, как того хотел Берлинер, а на приглаженность, прилизанность, вычищенность и на внешнюю эффектность, то есть на комфортность звучания. Именно поэтому процесс производства фонограмм (признанный в 1970 году мировым сообществом творческим) в конце концов, превратился в аналогичное натиранию пола отдраивание звукозаписей до полного блеска.
    Почему молчали инженеры, которые проектировали оборудование для звукозаписи? А потому, что к их мнению никто не прислушивался. В их задачу входило лишь чисто формальное выполнение заданных звукорежиссерами технических требований. Хотя были и исключения, я имею в виду инженерную цивилизацию, существовавшую в Германии с 1934 по 1945 год. Именно ученые немцы, в силу их высочайшей общей культуры, в том числе музыкальной, а также благодаря самым передовым, а ныне утраченным техническим знаниям, создавали на фирме “Telefunken” потрясающее своим качеством звукозаписывающее оборудование: станки для механической записи, студийные магнитофоны (в частности, магнитофон “М5”), пульты и микрофоны, а также контрольные громкоговорители. Только благодаря тому, что “Всесоюзная студия грамзаписи” была оснащена в 1950-х годах этим оборудованием, мы можем услышать на пластинках “Апрелевского завода” (номера начиная с Д-3000 по Д-9000) уникальные по художественной ценности записи Софроницкого, Ойстраха, Когана, Оборина, Кнушевицкого... Но период расцвета отечественной звукозаписи остался в истории как кратковременная, кажущаяся теперь почти аномальной вспышкой. Все последующие переиздания упомянутых мной звукозаписей даже с существенно меньшим шумом и треском слушать невозможно.
    Далее...

 
 

Внешние факторы, влияющие на восприятие звука

 

1. Введение

До сих пор мы исследовали проблему создания различных звуковых волн в воздухе и старались найти важнейшие факторы, которые позволяют регулировать характеристики этих волн. Однако звуковые волны претерпевают множество воздействий на пути к человеческому уху и в самом механизме уха, прежде чем они будут восприняты мозгом. Эти внешние факторы могут оказаться не менее важными, чем все описанные до сих пор. В данной главе мы рассмотрим три таких фактора. Во-первых, это акустика помещения, в котором находится инструмент и слушатель. Во-вторых,— воздействие электрических воспроизводящих систем, так популярных в настоящее время. И, в-третьих, мы рассмотрим кратко физиологические и психологические аспекты процесса восприятия.

 

2. Влияние акустических характеристик помещения на качество воспринимаемого звука

Существуют три причины изменения качества звука на пути от источника к наблюдателю (слушателю). Во-первых, размеры помещения и расположение источников обусловливают определенную интерференцию основных и отраженных звуков, что влечет за собой появление частотных компонент, связанных с размерами помещения. Во-вторых, даже в помещении без отражающих поверхностей экспоненциальное затухание изменяет формы волн. В-третьих, звукопоглощение различных материалов зависит от частоты звука, а следовательно, частотно-зависимым является и время реверберации. В объяснении этих воздействий мы воспользуемся принципом свертывания. Рассмотрим систему двух параллельных стен с высокой отражательной способностью. Звуковой источник, помещенный между ними, создает бесконечное число звуковых образов и так как интервалы между этими образами одинаковы (рис. 1), а скорость звука с постоянна, наблюдатель услышит звук с частотой повторения, зависящей от расстояния между стенами. Если оно равно d, а источник находится точно в середине между стенами, период повторения звукового образа составит — d/c с. Получаемая в результате форма колебаний есть поэтому свертывание исходного звука с единичной пиковой функцией периода — d/c с. В сопряженном пространстве, поэтому, спектры этих функций перемножаются.

Источник звука между высокими стенами, изображаемый последовательностью воображаемых источников

Рис. 1. Источник звука между высокими стенами, изображаемый последовательностью воображаемых источников

Спектральная трактовка преобразования звукового импульса двумя высокими стенами

Рис. 2. Спектральная трактовка преобразования звукового импульса двумя высокими стенами: а — исходная форма волны; b — пиковая функция, отражающая степень повторения сигнала при многократных отражениях; с — свертка а и b (результирующая форма волны); d — преобразование а по Фурье; е— преобразование Ь по Фурье; f — произведение d и е, т.е. спектр с — результирующей волны

 

Результатом будет набор гармоник основной частоты, равной c/d Гц, какой бы ни была форма исходного звука (рис. 2); поэтому музыкальный звук может образоваться и из непериодического исходного звука. Такой эффект можно наблюдать в узком проходе между двумя высокими стенами, когда звук шагов превращается в подобие музыкального звука определенной высоты. Другой способ рассмотрения подобных явлений в закрытых помещениях состоит в вычислении возможных резонан-сов (см. примечание на с.29); полученный при этом специфический набор частот соответствует формантной характеристике. Предположим теперь, что из-за сложной формы помещения отражения звука находятся в случайной последовательности без какой-либо периодичности. Результатом будет присоединение экспоненциального “хвоста” к каждому звуковому импульсу. Рассмотрим, например, последовательность импульсов, изображенную на рис. 3 а. Результат воздействия экспоненциального затухания на эту последовательность виден из рис. 3, b и c. Это еще один из способов воздействия акустики помещения на форму волны. В терминах преобразования Фурье каждый элемент основного звука свертывается с экспоненциальным затуханием, а в сопряженном пространстве спектр исходного звука умножается на преобразование экспоненциальной функции (см. рис. 6.15, d). Результат выразится в уменьшении количества высоких обертонов. Большая часть сопутствующих шумов при игре на музыкальных инструментах (раздел 7.5) имеет высокочастотные компоненты, и в комнате с продолжительной реверберацией эти компоненты ослаблены больше, чем в комнате с малым временем реверберации.

Влияние экспоненциального затухания на последовательность импульсов

Рис. 3. Влияние экспоненциального затухания на последовательность импульсов: a — периодическая последовательность импульсов; b — сложение модифицированных импульсов; c — результат воздействия затухания

Подобным же образом влияют на спектр звука частотные характеристики звукопоглотителей. Для получения конечного результата спектр основного звука следует умножить на частотную характеристику поглотителя, как мы ранее умножали его на преобразование Фурье экспоненциального затухания. Большинство поглотителей поглощает высокие частоты сильнее низких. Поэтому облицовка стен акустическими плитами может вызвать нежелательное преимущественное усиление низких частот, для компенсации которого применяют специальные способы поглощения, например использование резонансных щелей. Итак, акустика помещения изменяет спектральный состав звука, т.е. как форму колебания в стационарном режиме, так и форму переходного процесса. Следует отметить также отличие только что описанного процесса затухания звука в помещении от процесса собственного затухания колебаний. В первом случае во временном дространстве происходит свертывание основного звука и экспоненты, в пространстве частот — умножение, во втором случае — наоборот, свертывание частотных спектров и умножение формы колебания на форму затухания во временном пространстве.

 

3. Восприятие звука, воспроизведенного электрическими системами

3.1. Введение

В современном мире очень распространено электрическое воспроизведение звука — через радио, телевидение, магнитофоны, проигрыватели, кино. Эта книга содержит лишь сведения, необходимые для понимания нашей основной темы, а также ссылки на более подробное изложение этого вопроса в специальной литературе. Любая электрическая воспроизводящая система состоит из четырех основных частей: преобразователя звуковых волн в электрические сигналы (микрофон); усилительной части; передающей части, модулирующей звуком радиочастотные колебания (в радио), световой поток (кино), магнитные поля (магнитная звукозапись) и производящей обязательное обратное превращение — детектирование и, наконец, преобразователя электрического сигнала в звук (громкоговоритель). Идеальная система должна, очевидно, быть такой, чтобы звук на ее выходе был идентичен исходному, что практически исключается из-за сложности преобразования звука в системе.

3.2. Несовершенство воспроизводящих сметем

Изменения первоначальной формы звуковой волны в электрической системе могут иметь различные причины. Во-первых, микрофон регистрирует колебания давления в определенной точке помещения, в то время как человек, используя два уха, можег воспринимать и направления, откуда приходят различные компоненты звуковой волны. Подобным образом на выходе системы звук издается локализованным источником, который может удовлетворительно воспроизводить звук отдельного голоса или инструмента, но не может удовлетворительно передать звучание большого оркестра. Эти дефекты в некоторой степени устранены благодаря стереофонии — использованию более чем одного микрофона и нескольких громкоговорителей. Но такой системой все равно трудно создать идеальное звучание для нескольких слушателей, так как для этого необходимо точное расположение микрофонов относительно звуковых источников и громкоговорителей относительно слушателя. Большую роль играет также акустика помещения, где звук записывают, и помещения, где его воспроизводят. Все сказанное выше касается наиболее качественных систем, в обиходной же технике наиболее важными являются дефекты самих преобразователей. Эти дефекты можно подразделить на три категории. Во-первых, любая воспроизводящая система производит множество посторонних шумов, импульсов, помех. Во-вторых, неодинаковое усиление различных компонент изменяет форму сигнала, поданного на вход системы. В-третьих, мешает отсутствие пропорциональности между входным и выходным сигналами во всех каскадах системы, т.е. нелинейность, которая обсуждалась в разделе 8.2.

3.3.Следствия дефектов воспроизводящих систем Посторонние сигналы на выходе системы создают нежелательный фон, который не только снижает чистоту звучания, но разрушает иллюзию “живого” звука. Наиболее распространенвые посторонние сигналы — это белый шум, возникающий в различных цепях по термическим и другим причинам, и фон, являющийся результатом некачественной фильтрации выпрямленного напряжения при питании системы переменным током или следствием косвенной связи между цепями. Фона можно избежать введением в цепь усиления хороших фильтров, но при этом неизбежно искажается и полезный сигнал. Эти дефекты становятся очень заметными, если цепь усиления обладает значительной нелинейностью, так как при этом полезный и паразитный сигналы безнадежно смешиваются. Пусть мы имеем систему, отклик которой Ф на сигнал у следует уравнению Ф = ау + bу2. Если в систему попадает два сигнала y1и y2, то выходной сигнал будет уже не y1 + y2, а

Смешанные члены, содержащие y1y2, делают далее невозможным выделение из этого сигнала отдельно y1 или y2. Неравномерность частотной характеристики — наиболее сильный источник неидентичности входного и выходного сигналов. Воспользуемся преобразованием Фурье аналогично тому, как мы это делали при трактовке формант в разделе 7.3. Если сигнал проходит через систему с неравномерной частотной характеристикой, его преобразование умножается на эту частотную характеристику, т.е. выходной сигнал есть свертывание входного сигнала с преобразованием Фурье частотной характеристики системы. Возьмем экстремальный случай. Пусть отклик системы конечен на одной частоте и нуль на всех других, тогда произведение этого отклика на преобразование любого входного сигнала не будет нулем только в том случае, если в этом сигнале присутствует компонента с частотой, на которую откликается система, и тогда на выходе появится сигнал этой частоты. Таким образом, эта система является узкополосным фильтром. В большинстве хороших воспроизводящих систем частотная характеристика может изменяться при помощи двух-трех регуляторов и ее можно сделать достаточно “плоской” в значительном диапазоне частот, к примеру от 25 до 5000 Гц. Обычно на краях частотного диапазона усиление меньше. Если для периодической части сигнала такой характеристики достаточно, то переходные процессы, особенно при резкой атаке звука, искажаются из-за содержания в них высокочастотных компонент. Легко рассмотреть явление ограничения по высоким частотам на примере системы с частотной характеристикой, имеющей форму, изображенную на рис. 4, a. Рассмотрим воздействие этой системы на импульс, бесконечно малый по ширине. Неизменное преобразование входного сигнала есть равномерное распределение интенсивности до бесконечности (рис. 4, b), а воздействие системы сводится к умножению этого преобразования на функцию прямоугольной формы (рис. 4, с). Выходной сигнал — свертывание исходного сигнала с преобразованием прямоугольного импульса, т. е. синусоида (см. раздел 6.7). Легко видеть, что крутые фронты входного импульса сглажены и, чем ниже верхняя граничная частота, тем более пологими получаются фронты выходного сигнала. Поэтому для воспроизведения переходных процессов с крутыми фронтами необходимы очень широкополосные системы. Частотная характеристика может быть комплексной: другими словами, фаза сигнала может измениться в системе по-разному для каждой частоты. Этот дефект обычно не очень заметен, так как ухо нечувствительно к относительной фазе различных компонент (см. раздел 3.5).

Преобразование импульсов бесконечно малой длительности системой с ограниченной частотной характеристикой

Рис. 4 Преобразование импульсов бесконечно малой длительности системой с ограниченной частотной характеристикой: а — частотная характеристика системы; b — частотное представление импульса бесконечно малой продолжительности; с — произведение а и b; d — преобразование с — свертка импульса с преобразованием а (если не учитывать масштаба, d идентично преобразованию Фурье а и представляет собой волну, получаемую из системы с частотной характеристикой а, если в нее ввести импульс бесконечно малой продолжительности)

 

Часто качество системы лимитируется качеством громкоговорителя и, в частности, если он имеет маленькие размеры, то неспособен излучать очень низкие частоты. В современных малогабаритных транзисторных системах отклик на низких частотах уменьшается до нуля. Как же мы в этом случае распознаем речь и музыку? Причина здесь частично в комбинационных тонах и субъективных гармониках (см. раздел 8.4). Пусть, например, воспроизводится звук фагота, основная частота которого 100 Гц. Даже если нижняя граничная частота, пропускаемая системой, составляет 500 Гц, высшие гармоники — 600, 700, 800 Гц и т.д. создадут разностные тоны с частотами 100, 200, 300 Гц и т.д., восстановив таким образом недостающие частоты. Аналогично суммарные тоны могут частично компенсировать недостатки усиления на высоких частотах. Практически речь можно распознать, если ее пропустить через фильтр с шириной полосы всего в одну октаву. Вышесказанное не относится к переходным процессам, так как их спектр сплошной, и здесь частоты комбинационных тонов носят случайный характер и не могут заменить частоты, потерянные из-за некачественного воспроизведения. Таким образом, мы пришли к выводу, что нетрудно создать качественную систему для передачи периодических сигналов, но с переходными процессами появляются значительные сложности.

 

4. Свойства слуха

Ухо способно превращать колебания воздуха в распознаваемый сигнал в мозге в широком диапазоне частот и интенсивностей. В среднем человек может качественно распознавать звуки частотой выше 18 Гц. Верхний же предел частот находится между 10 000 и 20000 Гц и варьируется в зависимости от возраста и индивидуальных способностей. Чувствительность к звукам малой интенсивности достигает максимума где-то между 2000 и 3000 Гц и падает на более низких и высоких частотах. При этой максимальной чувствительности минимальная амплитуда колебаний давления воздуха, воспринимаемая как определенный сигнал, составляет примерно 2Х10~4 дин/см2; максимальная же амплитуда, не вызывающая еще болевых ощущений,— порядка 5XW3 дин/см2. Отсюда две предельных величины: нижняя — порог слышимости и верхняя — порог болевого ощущения. Ниже и выше 1000 Гц болевой порог понижается. Огромный диапазон чувствительности уха (1000: 1 по частоте и 107: 1 по амплитуде давления) по сравнению с физическими приборами заставляет подробнее рассмотреть законы его чувствительности. В общих чертах выяснено, что соотношение между физическим стимулом и соответствующим физиологическим ощущением следует одному и тому же закону независимо от происхождения стимула. Е.Н.Weber (1825) впервые исследовал эти соотношения и сформулировал закон, носящий его имя, о том, что “увеличение стимула, необходимое для определенного увеличения ощущения, пропорционально начальному стимулу”. Математически это записывается

минимальное заметное увеличение ощущения

где ds — минимальное заметное увеличение ощущения; dW — вызывающее его увеличение стимула; W — действующий до увеличения стимул.

Fechner развил эту идею, получив вышеприведенную закономерность в виде S = K log W. Именно логарифмический характер этой зависимости позволяет уху воспринимать очень широкий диапазон интенсивностей. Логарифмический закон высоты был введен нами еще в начале книги, когда мы установили, что увеличение высоты звука на октаву соответствует умножению частоты на два. Поэтому октаве равен как интервал от 32 до 64 Гц, так и от 512 до 1024 Гц, хотя в линейной шкале частот это очень различные интервалы. Мы видели, что логарифмическое соотношение между высотой и частотой звука требует введения логарифмических единиц для оперирования ими в психологических экспериментах. Одной из таких единиц является цент. Подобное соотношение существует и между звуковым давлением и громкостью. Есть два способа справиться с трудностями, обусловленными зависимостью чувствительности уха от частоты. Первый состоит в измерении физического отношения стимула (интенсивности. — Прим. пер.), необходимого для создания оцениваемого звука к стимулу, производящему минимальный слышимый звук того же типа, т.е., например, сыгранный на том же инструменте и имеющий ту же высоту. Это отношение обычно выражается в децибелах и называется уровнем интенсивности звука. (Стоит отметить, что бел и децибел как мера отношения используются физиками и инженерами и в других областях, связанных с психологическим восприятием, Если две величины относятся как Q1:Q2, то интервал между ними в белах определяется как

формула

или чаще в децибелах как

формула

Логарифмические единицы удобны: интервалы в децибелах складывают, а соответствующие им отношения необходимо перемножать.) Поэтому, если, например, труба издает звук интенсивностью в 20000 раз больше минимальной ощутимой интенсивности звука, сыгранного на той же трубе и имеющего ту же высоту, то говорят, что уровень интенсивности звука, издаваемого трубой, равен 10 log10 20000 дБ, т.е. 43 дБ. Другой способ — сопоставить исследуемый звук со звуком, таким же громким по ощущению, но имеющим частоту 1000 Гц, а затем оценить громкость этого звука (1000 Гц) по шкале децибел, как выше указано. Тогда эта величина будет называться уровнем громкости исследуемого нами звука и выражаться в фонах. Таким образом, ясно, что шкала фонов и шкала децибел совпадают для чистого тона 1000 Гц. Минимальная распознаваемая ухом разница по частоте варьируется в зависимости от частоты и пропорциональна ей в диапазоне от 500 Гц и выше. Иначе говоря, df/f выше 500 Гц остается постоянным, вниз от 500 Гц значение df/f значительно увеличивается и зависит во многом от условий постановки эксперимента. Например, если частота изменяется синусоидально, для различия требуется гораздо большее изменение частоты, чем при резком ее перепаде см., например Fletcher, 1953). Первая теория слуха была сформулирована Гельмгольцем (Helmholtz, 1877) и основывалась на явлении резонанса. В последнее время эта классическая теория уступает дорогу другим. Большие работы в области пересмотра положений теории Гельмгольца и изучения природы слуха были выполнены Bekesy (см., например, Bekesy и Rosenblith, 1951), Wever и Вгау (1930a. в, с), Calambos и Davies (1943), Wever (1949), Fletcher (1953), Alanson и Whitfield (1956) и Licklider (1956). Они провели множество психофизических исследований реакции индивидуумов на различные звуки. Восприятия сложных звуков и биений явились предметом исследования таких ученых, как Mathes и Miller (1947), Schouten (1940 а, в, с), George (1954), Hoogland (1953), Huggins (1953), Jeffress (1948) и др. Но единой и все объясняющей теории слуха пока не существует. Не можем ответить, отчего бывает музыкальный слух и какова природа абсолютного слуха, как воспринимаются переходные процессы, биения и др. Существует множество трудов по вопросу музыкального восприятия с точки зрения физики (см., например, Lowery, 1952 и Seashore, 1938), но их обсуждение выходит за рамки целей данной книги.

 

Ч.А.Тэйлор "Физика музыкальных звуков" М., "Легкая индустрия" 1976г из библиотеки Архангельского А.Г.

 

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Altalabs - разработка GSM систем телеметрии. Поставка и установка M2M GSM-систем для ЖКХ, охраны, здравоохранения и пр. Каталог GSM модемов.

"Без Базара"

Стабилизаторы напряжения RUCELF

Товары и трафареты для тату хной

 

Это интересно

Данная статья является первой, где представлена полная принципиальная схема в нашем журнале. Хотя в ней не показана точная последовательность конструирования, зато некоторые идеи покажутся весьма ценными для опытных любителей и профессиональных разработчиков.
    При том, что однотактники действительно звучат здорово, большинство из них маломощны и к тому же дороги. Часто в них используются прямонакальные триоды, которые не дешевы, имеют малый ресурс и нестандартный цоколь. Чтобы как-то подавить фон катода/накала, нить накала требуется запитывать от постоянного тока. Однако другой замены им нет, так как производители ламп в 30-е годы принялись за производство лучевых тетродов, оставив триоды служить звуку. Когда же случилось однотактное помешательство и возникла потребность в выходных лампах с высокой линейностью, нам ничего не осталось, как использовать лампы с технологией из 20-х.
    Мне захотелось спроектировать однотактник, который бы обладал высокой мощностью, хорошо звучал и при этом был прост и не дорог. Подобные цели я ставлю при разработке на своей основной работе; по специальности я инженер электронщик. Потому привычка эта стала второй натурой, когда мудрю и хоббирую над схемами дома. Конечно, чтобы работа над проектом разрешилась удачей, не обошлось без пары трюков. Так ведь они и являются неотъемлемой частью инженерии, иначе меня можно было бы заменить машиной!!!
    Сперва потребовалось переделать недорогой двухтактный трансформатор, чтобы он смог работать без насыщения, как однотактный. Ну не насмешка ли это — когда нужен действительно здоровенный транс для серьезной однотактной машины, то приличных размеров железо удается отыскать только среди двухтактных?? WHERE’S THE BEEF?* Если кто-нибудь решит получить большую мощность от своего SE усилителя, ему придется разгромить PP усилитель.
    Для этой цели мне подошел выходной трансформатор, что в свое время делала фирма Hammond, его тип 1650 W. Нормированный на 280 ватт в двухтакте, он имеет сопротивление первичной обмотки 1,9 кОм. И только такой огромный кусок железа стал пропуском в область большой однотактной мощности. По слухам, эти трансформаторы применялись одним знаменитым производителем басовых усилителей. Хм, н-да...
    Транс этот, само собой двухтактный, собран на стандартном Ш-железе, набранном вперекрышку**. Чтобы превратить этот трансформатор в однотактный, необходимо в каждое звено магнитной цепи ввести магнитный зазор. Если кто возьмется делать SE транс из готовых «Е» и «I» пластин, то нужно лишь забить в одну сторону каркаса «Е» пластины, а с другой накрыть их набором «I», предварительно подложив полоску немагнитного материала.
    Нелегкая это работа — аккуратно разобрать сердечник трансформатора, а я и не стал этого делать — зазор может быть получен с помощью ножовки по металлу. Вероятно, лучше эту операцию проделать в слесарной мастерской. Откиньте крышки с обеих сторон и стяните сердечник болтами вновь, чтобы избежать расщепления пластин при распиловке. Сделайте два пропила, по одному с каждой стороны катушки, как показано на рисунке. Металл достаточно мягкий, но его столько-о-о. На два пропила у меня ушло три часа беспрерывного вжиканья ножовкой. Получившийся транс затем был проверен на малом сигнале. Полоса снизу была 10 Гц по –3 дБ. Я решил, что на полной мощности она подскочит герц до 30 — вполне нормально. Сверху полоса стала гораздо шире, так как уменьшенная индуктивность привела к подъему резонанса еще выше по частоте. (Второй резонанс был за 200 кГц).
    Вторая хитрость заключалась в использовании TV тетродов в новом включении. В свое время мне пришлось с ними поработать. Сконструированные как передающие тетроды в миниатюре, эти крепкие штуки представляют вершину ламповых технологий — 60-е годы. Их качественные материалы и прецизионная конструкция легко обходят прямонакальные триоды 20-х. Никому не удастся разубедить меня в этом. В самом деле, на последней распродаже ламп в списке компании Antique Electronics за строчные лампы 21GY5 была указана неимоверно высокая цена — целых 50 центов!!!*** А две последних новости лишь усилили мое желание использовать строчные тетроды в моем проекте «Magnum».
    Первая новость: Svetlana появилась на американском рынке с действительно достойным эквивалентом. EL509/6KG6 и другие из этой линейки тоже подходят для моего проекта, но все они не столь мощны, как 6П45С, так что будьте внимательны.
    Новость вторая: Тим де Паравичини раньше опубликовал схему своего усилителя с раскачкой по второй сетке EL509****. Эта изящная идея работает только на тетродах строчной развертки. При этом, не только звук становится лучше против пентодов, но и схема раскачки сокращается вдвое. Вся красота этой идеи раскачки выходной лампы по второй сетке в том, что сетки в строчной лампе расположены очень близко друг к другу. И то, что раньше рассматривалось, как недостаток для применения в звуке, обернулось достоинством!!! Теперь низкое остаточное напряжение и мощная конструкция сочетаются с высокой линейностью. Ни одна лампа не выстоит против TV тетрода, когда раскачивается по второй сетке!!!
    Включение лампы весьма простое. Управляющая (первая) сетка подключается к катоду через резистор 10 кОм, экранирующая (вторая) сетка напрямую соединена с катодным повторителем. При этом она работает как управляющая сетка в триоде с малым усилением. Внутреннее сопротивление лампы около 2 кОм и при искажениях 1,3 % на нагрузке в 1,9 кОм можно выжать 12 Вт. На аноде должно быть 300 вольт, ток катода в районе 150 mA.
    Шасси, ламповые панельки, переменные резисторы, выходные клеммы, трансформаторы и прочее можно заказать в компании Antique Electronic Supply. Я использовал два шасси 8ґ12 дюймов для собственно усилителя и 10ґ17 дюймов для блока питания. Желательно бы закрыть все это хозяйство защитными кожухами, чтобы обезопасить любопытных детей и домашнее зверье.
    Далее...

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1