Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

    EL 34 – очень распространенная лампа, применявшаяся во многих эстрадных усилителях (Regent 60, Beag, Marshall и т.д.) Имеет богатое, «сладкое» (иногда даже слишком) звучание, но очень многим нравится, тем более что позволяет получить мощность в однотактном включении около 3-3,5 Вт.
    6L6 (GA, WXT и т.д.) – по параметрам и цоколёвке, аналог 6П3С. Очень часто её называют гитарной. Наверное, потому, что во многих зарубежных инструментальных комбо усилителях стояли именно эти лампы. Параметры параметрами, а звучание лампы 6L6, при сохранении «певучести» 6П3С, характеризуется удивительной «воздушностью» и детальностью. Такое ощущение, что акустических систем просто нет. Плотность звучания при этом нисколько не страдает. Мощность – около 2,5 Вт. Не забывайте, что Отто Шад (RCA) спроектировал лампу 6L6 именно для звукоусиления.
    6П45С – ну очень мощная лампа. Имеет низкое внутреннее сопротивление, и позволяет при использовании соответствующего выходного трансформатора получить до 12 ватт!!!! выходной мощности. Усилитель, выходной, каскад которого работает на лампе 6П45С, запросто «расправляется» (в хорошем смысле слова) практически с любыми акустическими системами. Но есть и маленькая «ложечка дёгтя». Для раскачки этой лампы лучше всего применять пентод, например 6Э5П, также не очень удобно и то, что цоколь у неё не стандартный. Звучание усилителя при использовании лампы 6П45С очень мощное и плотное, но, как следствие, присутствует некоторая потеря детальности и прозрачности. В общем – на любителя.
    Отдельно нужно сказать о 6Ф3П, 6Ф5П. Имея такие лампы, можно создать очень компактный аппарат, так как в одном баллоне содержится и триод и пентод. Схемы и особенности работы многократно описаны в литературе и на сайтах, поэтому вдаваться в подробности не буду. Мощность усилителя в этом случае 2 Вт, звучание достаточно ровное и детальное. С моей точки зрения, немного не хватает «напора», зато джаз, соул, ритм энд блюз – очень неплохо.
    Заметили, сколько телевизионных ламп я привел в качестве примера? Это совсем не случайно. Лампы, специально разработанные для схем строчной развёртки телевизоров, в большинстве своём обеспечивают неплохое качество звучания. Как Вы понимаете, дефекты изображения заметны очень сильно, поэтому высокий вакуум, хорошо продуманная конструкция, высокая рассеиваемая мощность, очень большая электрическая прочность, надёжность и долговечность, а также высокое качество изготовления этих приборов гарантированы. Всё это благотворно сказывается и при использовании этих ламп в звуковом тракте. Поэтому не бойтесь применять телевизионные лампы в своих конструкциях, многие из Вас при этом будут приятно удивлены результатом.
    Не могу обойти вниманием и организацию смещения. Как Вы знаете, оно может быть фиксированным и автоматическим. Каждый способ имеет свои неоспоримые достоинства и недостатки. Я попытаюсь изложить основные особенности каждого, а выбор предоставить Вам. Итак, начнём с фиксированного. Основным достоинством является изменение в широких пределах рабочей точки лампы, позволяющее Вам выбрать наиболее оптимальное звучание. Некоторые конструкторы отмечают при применении фиксированного смещения лучшую артикуляцию в...
   Далее...
 
 

Однотактный ламповый ...


    ЧАСТЬ 4

    Для соединения входных гнёзд с выводами переменного резистора, отлично подходит медный одножильный провод, сечением 0,5-0,7 мм. Провода перевиты между собой и изолированы друг от друга тонким шнурком для обуви. Перевиты так же и провода цепей накала ламп. Это нужно для уменьшения фона переменного тока. Для этих же целей служат и резисторы R9-R12. Для еще большего подавления фона цепей накала ламп следует применить схему, изображённую на рис.2. Это делитель напряжения 1:10.
Схема    Посредством него, на накалы ламп подается положительное смещение, которое «запирает» участок накал-катод. Варьируя сопротивлениями резисторов делителя, нужно следить за тем, чтобы запирающее напряжение, подаваемое на R9-R12, было на 8-10 вольт больше напряжения автоматического смещения (на резисторе R8) конкретной выходной лампы. Вместо пар резисторов R9R10 и R11R12, можно применить переменные на 100-200ом, соединённые средним контактом с делителем. Вращением движка переменного резистора, в этом случае, достигается наименьший уровень фона (можно контролировать на слух).
    Седьмая группа вопросов связана с выходными трансформаторами. От качества их изготовления, как Вы понимаете, звучание усилителя зависит в наибольшей степени. Очень неплохое качество звучания дают выходные трансформаторы, намотанные на железе от трансформаторов ОСМ.
    Если Вы не в силах о самостоятельно осуществить намотку выходных трансформаторов, можно обратиться на http://audioportal.spb.ru где есть готовые с хорошим звучанием, также в этой фирме могут осуществить намотку выходных трансформаторов по вашим расчётам на каркасах, присланных Вами. Можно обратиться также на http://audioinstr.h1.ru, или по телефону 8 926 522 28 70 (Романов Александр). Изделия «Аудиоинструмента» характеризуются неплохим качеством и демократичными ценами.
    Безусловно, Tango, Tamura и т.д. – намного лучше. Выбор опять же за Вами. Но цены на эти изделия исчисляются сотнями долларов, и далеко не каждый может позволить себе такое удовольствие.
    Отдельно нужно сказать про акустические и межблочные кабели. Многие почему-то недооценивают влияние этих компонентов на звучание вашей системы в целом. А зря. Плохой кабель может свести на нет все усилия конструктора, даже если усилитель правильно настроен, и хорошо звучит. Для акустических систем применяйте OFC провода сечением от 2,5 кв.мм, желательно известного производителя. В качестве межблочных, тоже лучше всего воспользоваться изделиями известных фирм (например Atlas, Daxx, Ecosse, Kimber, XLO и т.д.) Хороший кабель только подчеркнёт достоинства Вашего усилителя.
    Также (бюджетный вариант), в качестве межблочных с неплохим звучанием можно применить компьютерный провод UTP-5 (витая пара 5й категории), UTP-6 или радиопровод ПРППМ.
    Восьмая группа вопросов связана с особенностями настройки усилителя. Я не думаю, что подбор рекомендованных мною напряжений, вызовет затруднения у людей, хоть раз державших паяльник в руках. Единственное, вольтметр должен иметь высокое входное сопротивление. Ток лампы (повторюсь) удобно контролировать по падению напряжения на катодном резисторе. Зная сопротивление этого резистора и падение напряжения на нём, по закону Ома легко вычисляем ток I=U/R. Одной из распространённых ошибок является измерение тока в разрыве анодной цепи лампы. Для триода это справедливо, но в случае применения пентода, радиолюбители забывают, что суммарный ток, протекающий через лампу, состоит из суммы токов анода и второй сетки. Это же касается и суммарной рассеиваемой мощности.
    Для правильной фазировки (очень важно), нужно иметь генератор и 2-х лучевой осциллограф. Если осциллограф однолучевой, то можно настроить по фигурам Лиссажу, подав сигналы с выхода усилитея на входы “Х” и “Y”. Вместо генератора можно воспользоваться тестовым диском, с записанными на нем сигналами. Выпущены они редакциями журналов «Салон AV» и «Радиохобби». Смысл фазировки: фаза сигнала на входе усилителя = фазе сигнала на его выходе. Если это не так, меняйте местами выводы вторичной обмотки выходного трансформатора.
    Девятая группа вопросов затрагивает схемотехнику. Чаще всего применяется три разновидности схем.
    Резистивный входной каскад.
    Входной каскад SRPP.
    Усилитель по схеме «Лофтин-Уайт».
    Каждая схема имеет свои достоинства и недостатки, поэтому коротко скажу об особенностях.
    Усилитель на резисторах – наиболее простой и, как правило, хорошо звучащий. Мне такое включение нравится больше всего. Можно несколько улучшить его, включив вместо анодного резистора дроссель. Но в этом случае придется увеличить габариты аппарата и «помучаться» с расположением, так как в случае применения дросселя резко возрастает чувствительность каскада к наводкам.
    Усилитель с входным каскадом SRPP (каскад с динамической нагрузкой) был подробно описан в моей статье «И снова ламповый, однотактный», опубликованной в журнале «Радиолюбитель» №3 за 2004 год (стр.35-37). Статья достаточно большая и подробная, поэтому её лучше прочитать целиком. На сайтах она тоже есть, пересказывать нет никакого смысла.
    Усилитель по схеме «Лофтин-Уайт» не имеет разделительного конденсатора, поэтому можно немного сэкономить. Но есть и особенности звучания, например более «рыхлый» и, как следствие, плохо артикулируемый низкочастотный диапазон, из-за большого номинала катодного резистора. Обязательна для таких схем задержка подачи анодного питания, так как предварительный и оконечный каскад связаны непосредственно. Не очень нравится и сильная зависимость звучания от сопротивления в цепи катода выходной лампы и повышенное (из-за схемотехнических особенностей) напряжение питания, как правило, от 350 вольт и выше. Но есть и ярые поклонники этой схемы, которые отмечают удивительную «чистоту и заоблачную прозрачность» (цитата не моя) в прорисовке музыкальных образов, так что выбор снова за Вами, уважаемые читатели. Существуют также схемы с разделительными межкаскадными трансформаторами. Но хороший «межкаскадник» стоит дороже хорошего разделительного конденсатора, его применение должно быть оправдано в каких-то конкретных случаях. Обратитесь к литературе, если интересно, попробуйте.
    Десятая группа вопросов связана с акустическими системами, применяемыми совместно с однотактными усилителями.
    Общее правило – чувствительность акустики от 90 дБ, так как мощности усилителей небольшие. Хорошо применять системы, динамики которых имеют бумажные диффузоры, потому что «бумажник» наилучшим образом «обращается» с музыкальным сигналом (можно сказать, очень бережно и деликатно). Некоторые используют давно забытую открытую акустику, но имейте ввиду, что звучание таких систем настолько не привычно и не похоже на современное, что может оттолкнуть Вас от применения этих изделий, а также их большие габариты и акустическое короткое замыкание на низких частотах. Слушайте и выбирайте сами. Из-за нехватки места в наших квартирах, очень часто применяется полочная акустика (например, KEF Q1 и т.д.), которая дает очень неплохие результаты.
    Для тех, кто самостоятельно хочет изготовить акустические системы, нужно сказать, что процесс этот очень долгий и сложный, требующий немалых знаний, столярных навыков, терпения и аккуратности. Вряд ли кого-то устроит, как предмет интерьера, безобразный угловатый ящик без отделки, но опять же – выбирать Вам. Чтобы Вы поняли, насколько сложно правильно рассчитать и изготовить акустику самостоятельно, советую прочитать статьи моего друга Александра Клячина. Они есть в журналах и Интернете. Масса информации, полезных рекомендаций и расчётов. Кстати, на сайте Александра есть и моя статья, посвящённая межблочным и акустическим кабелям. Если интересно, прочитайте. Она хоть и рассчитана на начинающих, но позволит избежать ненужной траты денег и времени.
    Одиннадцатая группа вопросов касается источника питания. Как Вы знаете, он может быть построен с использованием диодов и ламп (кенотронов). В первом случае Вы экономите место (потому что диоды имеют маленький размер), а также упрощается изготовление силового трансформатора (отсутствует обмотка питания накала кенотрона и средний вывод в анодной обмотке, которая, кроме того, рассчитывается на удвоенное напряжение питания), во втором - выигрываете в качестве звучания. Усилитель, источник питания которого выполнен на кенотронах, звучит лучше. Об этом феномене написано много статей, поэтому покопайтесь в Интернете и почитайте соответствующую литературу. Кроме звучания, у кенотронного питания есть ещё одно очень важное преимущество. Поскольку анодное напряжение усилителя увеличивается постепенно (по мере разогрева накала кенотрона), можно не делать дополнительный тумблер для включения анодного питания. Лампы (особенно дорогостоящие) в этом случае не пострадают. Если же Ваша конструкция малогабаритная, придётся выполнить источник питания на диодах. Тут есть маленькая тонкость. Выпрямительные диоды нужно выбирать «быстрые» (частота от 30 kHz и выше, например КД 226) на соответствующий ток и напряжение. Кроме этого, каждый диод шунтируется конденсатором, ёмкостью от 5100 пФ до 0,022 мкФ на удвоенное напряжение питания. Прекрасно подходят для этой цели конденсаторы К78-2. Эта мера позволяет уменьшить коммутационные помехи, вызываемые переключением диодов.
    Теперь можно рассказать Вам, какие лампы и радиоэлементы работают в моей конструкции усилителя. Схема, приведенная на рис.1, тоже полностью отработана и отлично звучит, просто я посчитал нужным привести описание деталей и режимов, обеспечивающих (с моей точки зрения) ещё лучшее качество звучания. Итак, начнём. Переменный резистор ALPS – 47 ком. Лампа первого каскада – 6С5С(6С2С). Резистор в цепи анода первой лампы – 24 ком 5 Вт. Резистор утечки – 300 ком 1 Вт. Резистор в катоде – 510 Ом 2 Вт. Шунтирующий его конденсатор 1000х6,3v Black Gate. Напряжение на катоде – около 3х вольт. Ток через лампу – около 6 мА. Разделительный конденсатор – 0,22х630v Jensen алюминий. Лампа выходного каскада – 6L6WXT. Выходной трансформатор TW10SE фирмы «Audioinstrument», габаритная мощность 100 Вт, ток первичной обмотки до100 мА, сопротивление Ra=4ком, К=24. Катодный резистор ПЭВ-10 проволочный 200 Ом. Зашунтирован конденсатором 1000х63v+20 мкФ МБГО на 160 вольт. Ток через лампу – 80 мА. Напряжение на катоде – около16 вольт. Резистор утечки – 270 ком 2 Вт. Внутренний монтаж выполнен медным одножильным проводом Nordost Wyre Wizard Dreamcaster, диаметром 1мм. Кенотрон 5U4G. Электролитические конденсаторы в фильтрах питания Jamicon 470мкфх400v, каждый зашунтирован ёмкостью К73-17 1мкфх630v. Напряжение анодного питания – около 300 вольт.
    В заключении я хотел бы поблагодарить моего друга А. И. Манакова за консультации при подготовке этой статьи, В. Зимакова (Z-Audio) за предоставленные лампы 6L6 GA (1964 год), А. Романова и С. Глазунова (Audioinstrument) за изготовление моточных изделий. Пробуйте, экспериментируйте, слушайте Ваши конструкции и результат не заставит себя долго ждать, ведь качественное звучание – это целый мир, которого вы все достойны.

     Часть [1]  [2]  [3]  [4]  [5]  [6]  [7]  [8]  [9]  [10]

    В. В. Пузанов, г. Брянск

    Опубликовано по материалам http://www.vegalab.ruu

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 

 

 

Найти на сайте

 

Информация

Только к середине 80-х возникла новая волна спора между двухтактными усилителями на триодах и пентодных в ультралинейном включении. Противостояние касалось исключительно только РР схем; так что не будем обсуждать этот момент и скажем лишь одно - триоды вернулись, а наряду с ними вся орава усилителей с переключением триод/UL пентод.
    Вторая волна поднялась в начале 90-х, уже с знакомым нам конфликтом - двухтактные триоды против однотактных. Поскольку он так и не разрешен, им мы и займемся. Темы дебатов опять крутятся вокруг фазоинверторов, продуктов искажений, глубины ОС и вдруг всплывшего эффекта под названием "первый ватт".
    Далее...

 

Информация

Идеи для дома

 

Это интересно

    Ассортимент прямонакальных ламп, к тому же относительно доступных, ограничивается несколькими типами. Это 300 B, 2А3, 6С4С, 6В4G, ГМ70.
    Выбор триодов косвенного накала, в основном предназначенных для стабилизаторов напряжения, тоже не очень большой. Это 6С19П, 6С41С, 6С33С, а также двойные триоды 6Н5С и 6Н13С. Несмотря на то, что есть ряд однотактных конструкций на лампах 6Н5С, 6Н13С, нужно отметить, что вольт амперные характеристики (ВАХ) этих ламп менее линейны, а коэффициент нелинейных искажений (КНИ) высок (достигает 10% при номинальной мощности и соотношении Ra/Ri=4), в то время как у 6С19П, 6С41С, 6С33С он не превышает 3% при сходных условиях. Поэтому 6Н5С, 6Н13С лучше применять в двухтактных каскадах.
    Каждая из перечисленных ламп имеет своё неповторимое звучание, поэтому в двух словах очень трудно охарактеризовать его. Я изложу своё восприятие, а соглашаться с ним или нет, Ваше право.
    ГМ70 – широта и масштабность. На этой лампе можно создать усилитель с выходной мощностью более 20Вт!!! Напряжение на аноде лампы может доходить до 1000 вольт, ток анода - до 125ма, поэтому выходные трансформаторы должны иметь высокую электрическую прочность (примерно 3 киловольта). Звучание очень мощное и, как мне кажется, немного прямолинейное. Мелкие нюансы музыкального произведения как бы подавлены этой мощью и напором, а мне нравится более деликатное звучание. В общем – на любителя.
    2А3, 6С4С – очень красивое, детальное и певучее звучание. Я бы назвал его «уютным и домашним», но вместе с тем - точным. Лампы представляют собой двуханодные конструкции с общей перемычкой и отличаются напряжением и током накала. У 6С4С нити накала внутри баллона соединены последовательно, а у 2А3 параллельно. Как Вы понимаете, это влияет на уровень фона. В случае применения 2А3 можно питать цепь накала переменным током, а вот в случае применения 6С4С – лучше постоянным.
    6B4G – западный аналог 6С4С. Отличается чуть более аналитичным звучанием. Поскольку 6С4С и 6B4G имеют одинаковую цоколёвку, то можно выявить свои предпочтения путём простой замены одной лампы на другую. Кстати, Саратовский «Рефлектор» выпускает и одноанодную версию с такими же ВАХ и параметрами.
    300B – считается «королевой» прямонакальных триодов. По моему мнению, лампа занимает промежуточное положение между ГМ70 с одной стороны, и 2А3, 6С4С, 6B4G с другой, сочетая (в разумной степени) достоинства этих двух типов ламп. Судите сами. Выходная мощность однотактного усилителя на лампе 300B составляет 8,0Вт, против 2,5-3,0Вт у 2А3 и 6С4С, при достаточно детальном и наполненном звучании.
    К сожалению, звучание прямонакальных триодов, особенно это относится к лампе 300B, очень сильно зависит от года выпуска и производителя. Мне удалось прослушать несколько современных усилителей на этой лампе. Мягко говоря, я был удивлён и разочарован. Классическую музыку они воспроизводили без проблем...
   Далее...
 

Усилитель ламповый XD850MKIII

 

XD850MKIII

 

Акустическая система Music Angel One

 Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

 

XD800MKIII

 

Усилитель ламповый MINIP1

 

MINIP1