Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Схема корректора RIAA для воспроизведения виниловых пластинок была разработана по просьбе А. Белканова (и при его участии) для сессии прослушивания ламп 12АХ7 и 12AU7.
    Для начала было оговооено ТЗ (техническое задание). Основными пунктами его стали следующие требования:
    1. Перегрузочная способность по входу не ниже 30 дБ относительно выходного напряжения с головки звукоснимателя — 3 мВ, на частоте 1000Гц.
    2. Отклонение характеристики передачи от нормированной — не более 0.25 дБ.
    3. Использование каскадов с анодной нагрузкой, только при таком включении максимально проявляется сигнатура лампы.
    4. Отношение сигнал/шум (в этом случае кривая взвешивания не применяется) — не хуже 65 дБ.
    Для реализации требований была выбрана схема с сосредоточенной пассивной цепью коррекции с тремя каскадами усиления. Достоинства такой схемы:
    а. Меньшая чувствительность к требованию запаса по усилению. В схемах с ОС порой возникают проблемы с этим при замене одной лампы на другую.
    b. Рекомендуемые RIAA/IEC полюса и нули передаточной функции (постоянные времени) легче поддаются расчету; к тому же зависимость элементов друг от друга (в плане точного подбора их для соответствия постоянным времени) достаточно линейна и прогнозируема.
    c. Собственно цепь коррекции легче проверяется. Ее можно без хлопот отдельно прогнать от звукового генератора, предварительно установив перед ней инверсную RIAA (анти-RIAA) и таким образом с предельной точностью выявить отклонения от нормированной характеристики. В то же время включение корректирующей цепи в ОС требует постройки всей схемы усиления и лишь затем проверки работоспособности ее.
    d. Такая схема позволяет в дальнейшем применить распределенную цепь коррекции и тем самым увеличить перегрузочную способность и уменьшить интермодуляционные искажения. Если нам предоставят место в следующем номере журнала, мы готовы предложить свои решения этого вопроса (конечно предоставлю, для хорошего дела места не жалко — Редактор).
    Кроме уже известных 12АХ7 и 12AU7, выбранных из соображений оценки работы их в звуковом тракте, применен высокочастотный триод 6СЗП. Во-первых, потому что крутизна его высока, что позволяет получить низкое приведенное ко входу напряжение шума. При статическом усилении 50, без труда можно получить 30-35, при этом анодная нагрузка не превышает 25-30 кОм. Это, в свою очередь, позволяет при стандартных напряжениях питания (250-270 В) работать с большим анодным током покоя и тем самым увеличить нагрузочную способность первого каскада. Во-вторых, вместе с ей подобной 6С4П, лампа обладает куда меньшей чувствительностью к вибрациям, чем 6С15П/6С45П. Напоследок — сквозная динамическая характеристика ее имеет большое подобие с характеристикой 12АХ7, что позволяет надеяться на компенсацию искажений (при таких незначительных амплитудах сигнала вряд ли можно ожидать зримого проявления компенсации — Редактор). Спасибо Д. Андронникову за первоначальную проработку этого вопроса.
    К недостаткам данной схемы можно отнести несколько меньшую перегрузочную способность линейного каскада, стоящего до сосредоточенной корректирующей цепи, в сравнении со схемой с обратной связью. Хотя цифра в 35 дБ (реальное значение перегрузки до ограничения сигнала на входе) выглядит весьма внушительно.
    При расчетах использованы рекомендации статьи Стенли Липшица (S. Lipshitz), ставшей классической за минувшие 20 лет.*
    He скроем, мы проверили на точность расчета не один десяток схем и лишь единицы реализовали цепь RIAA математически верно. Это указывает на то, что даже серьезные производители игнорируют «школу» электротеники, полагаясь на некие «вкусовые» методы построения корректирующее цепи. И если отмечено, что иные корректоры звучат так или иначе, то в большинстве случаев это вызвано просто неверным расчетом.
    В качестве корректирующей цепочки взята одна из двух, рекомендованных в данной статье. Весь расчет касается правой цепи. Расчетные соотношения для левой естественно иные, мы их не приводим.
    Далее...

 
 

Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C


анодные характеристики От «Золотого века» электронных ламп нам досталось в наследство наибольшее количество ламп октальных. Еще в начале 80-х они считались лампами дико устаревшими, даже против уходящих со сцены пальчиковых. Но вот заканчиваются 90-е, а в звуковом мире уже какой год все растет и растет потребность на проверенные временем и внешне похожие с трех метров 6Н8С и 6Н9С.

В СССР производились несколько версий этой лампы, что было вызвано существованием заводов, ориентировавших свою продукцию для различных секретных и несекретных ведомств. Самые первые появились спустя почти десять лет, как американцы разработали 6SN7. Судя по имеющимся образцам, это был год 1948 и выпускал их Московский электроламповый завод* под названием 6Н8М.

Лишь позднее, начиная с1952г., лампы освоили на эвакуированном оборудовании в Саратове, Новосибирске и Ташкенте. Московские «восьмерки» имели на цоколе ободок из никелированной латуни, что, возможно, было вызвано особыми армейскими капризами или требованиями разработчиков в закрытых сталинских шарагах (см. А.Солженицин, «В круге первом»). Кроме того, у ламп очень небольшой партии этого же завода имеются отверстия в анодах напротив сеточных траверз — широкораспространенная технология в пальчиковых лампах для уменьшения проходной емкости Сс-а и возможность ослабить тепловой режим сетки при работе в правой области в импульсных устройствах. Ведь наши военные тоже решили создать свой «supercomputer», вслед за первой вычислительной машиной ENIAC американцев (1946 г.). Его триггеры состояли исключительно из 6SN7GT.

По сложившейся российской традиции (выбрать лампу-чемпиона), лучшей по звуковым качествам считается 6Н8С московского завода. Не станем рвать тельник на груди и доказывать иное. Уместно, однако, вспомнить об еще одной экзотике советской ламповой промышленности — 1578. Этот номер был присвоен «восьмерке» в нескольких партиях по заказу нашей атомной энергетики. Такие лампы использовались в приборах автоматического управления и контроля процессов в первых атомных реакторах. Специальными требованиями были: одинаковость половинок внутри баллона, сниженный до минимума микрофонный эффект, ресурс работы — не менее 5000 часов. Хотя живучесть этой лампы, наряду с технологическими ухищрениями, достигалась за счет снижения максимального анодного до 2758 против 300В у обычной и мощности рассеяния до 1.5Вт против 2.5Вт Производил лампу в 1961 и 1962 гг. саратовский «Рефлектор». Ленинградский завод «Светлана» в производителях «восьмерки» не числится, но именно здесь были разработаны первые образцы, а затем документация и оснастка переданы Е- Саратов и Новосибирск. Западные производители ламповой техники относятся к нашим 6Н8С с миной довольно-таки кислой, справедливо считая свои, производства RCA, Ken-Rad, GE, вне конкуренции. Однако они всегда отмечают, что 6Н8С, попавшие к ним, имеют значок «Sovtek», не шибко при этом задумываясь над тем, кто же сделал «восьмерки» на самом деле. В дорогих Kit'ax Audio Note и в VK-60 Виктора Хоменко (Balanced Audio Technology, US) были .замечены 6Н8С саратовского производства и еще кое-где — московского. А «лимонную» реакцию у них вызывали новосибирские лампы, не блещущие качеством последние 10-15 лет.

электродная система и цоколевка 6Н8С

Что касается ближайших аналогов, доступных на сегодняшний день, то стоит перебрать лишь те лампы, которые имеют подобные характеристики, хотя они различны по конструктиву и цоколевке. Сразу отметим, что все эти лампы имеют цоколь octal — 8 штырей и электродную систему, изображенную на рисунке. С овальным анодом российских «восьмерок» не было, вопреки латентному мифу о якобы редчайших образцах, сделанных в количестве нескольких тысяч штук. Такой лампой была VT-207 RCA для целей авиации и довольно необычные CRC 6SN7GBT/JAN Tung-Sol и Brimar.

цоколевки ламп, аналогичных 6Н8С Ближе всех по родству электродной конструкции стоит монотриод 6С2С. До 1956 г. он выпускался с металлической юбкой на цоколе тем же московским заводом. Был краткий выпуск с металлическим баллоном. После этого в стекле его еще лет двадцать производили в Новосибирске. В силу того, что лучеиспускание происходит симметрично с обоих сторон анода, то способность к рассеянию тепла у лампы выше, чем у стандартной 6Н8С. Не лишено своей логики и то, что проявление микрофонного эффекта у «двойки» меньше: те же две траверзы и крепление верхней слюды в баллоне тратятся на один триод, а не на два и тем самым обеспечивают симметричную устойчивость электродной системы против вибраций.

Очень интересен экзотический монотриод 6С8С. У него на макушке два рога для вывода анода и сетки. Кто не выносит соединений через панельку, может припаять провода непосредственно на лампу сверху. Среди аналогов «восьмерки» он по праву может считаться чемпионом по жесткости закрепления: верхняя слюда имеет четыре пружины-распорки на баллон да плюс к этому — нижняя и верхняя слюды соединены двумя стойками-траверзами, выходящими прямо из ножки, без всяких дополнительных сварных элементов. Все это вместе дает основания считать лампу созданной специально для исследовательских и лабораторных целей. Крутизна 6С2С и 6С8С слегка больше, чем у 6Н8С, очевидно, благодаря несколько большей эффективной площади анода. На наших образцах мы намерили 3.2-3.5 мА/В, а значит и внутреннее сопротивление меньше обычной величины — 6-6.5 КОм.

Из достаточно известных триодов к аналогам можно отнести и 6С5С, хотя она имеет несколько иную систему электродов, об этом см. в №2 «Вестника».

Теперь о зарубежных версиях 6SN7. С 1939 года лампа являла собой стандарт двойного триода со средним усилением и ничего лучшего в ее классе не существовало. Появившиеся позднее пальчиковые 6CG7/6FQ7, 12ВН7, 5687 и октальные 6ВХ7 и 6BL7, в большей или меньшей степени заимствовали конструкцию материнской лампы. Индексы после семерки, вроде GT, GTB указывали на степень специальности лампы, как-то вибропрочность, эмиссионную способность в импульсе, повышенный ресурс и большую мощность рассеяния на аноде. Кстати в советских справочниках за 48-50 гг. обозначение 6SN7GT для наших «восьмерок» приводится как старое, бывшее в ходу не более двух лет. До сих пор можно найти отечественные лампы с латинским обозначением.

Очень маловероятно, но могут встретиться 12SX7 и VT207 — двойные триоды с 12-вольтовым накалом и максимальным анодным 28V. Они производились RCA и Ken-Rаd для радиооборудования самолетов. По заявлению Е.Ваrbour'а, лучшей лампы из серии двойных триодов со средним m он не слышал.

Для обслуживания ракетных комплексов Пентагона RCA производила лампу особой надежности и вибропрочности. Она имела, как и все лампы индустриального применения, четырехзначный номер, в данном случае 5692, а цвет цоколя был красный. Знаменитый Red base! Свихнутые американские ценители и коллекционеры дают за нее $75-100, однако, прежде чем приобретать, советуем послушать ее в том тракте, куда установить собирались. Возможно, что наши лампы окажутся не хуже, зато дешевле. Кроме шестивольтовых накалов, у американцев был принят и двенадцативольтовый — 12SN7.

Для Британских Вооруженных Сил General Electric Company (GEC) производила В65 (6.3В), В36 (12.6В), но такие встречать не доводилось.

По поводу мифов. Владельцы Саrу, Rogers, AN и прочего с ног сбились в розысках 6SN7 производства Philips (обычно с голубым клеймом), якобы сделанной для штатников. Решительно все наоборот! Это американцы (Sylvania, ставшая в 60-е собственностью европейского концерна) делали 6SN7 для Philips, которая занималась разработкой и производством военного оборудования для NATO в Европе. Европейскими фабриками,производившими «восьмерки» (и «девятки» тоже) были Brimar и GEC. Про Cossor, Mullard, STC, Mazda, Lissen, Ferranti — британские заводы, ручаться не станем, этих ламп из производства мы не видели.

Все хорошие слова, доставшиеся «восьмерке», по праву можно адресовать и «девятке». У нее гораздо меньше клонов, чем у 6Н8С, по крайней мере в России.

Опять же, лучшие лампы из отечественных производили в Москве, до 56-го с металлическим ободком, позднее — с черным карболитовым цоколем. Анод их был выполнен из блестящего карбонизированного никеля, формовка элементов выполнена по высшим стандартам.

динамические сеточные характеристики 6Н9С электродная система 6Н9С

Не меньших похвал заслуживает двойной триод специального назначения 1579 саратовского производства. Похоже, что эти «девятки» делали точно в одно время с 1578, так как даты производства на баллонах тех и других совпадают. Цвет анода очень похож на московские. Кроме того, на верхней и нижней слюде закреплены жесткие пружины, удерживающие всю электродную систему внутри баллона абсолютно симметрично. При щелчке ногтем по нему с разных сторон, отзыв был высокий, без призвука, но главное — одинаковый при разных направлениях удара.

Если при описании звучания опустить тонкие нюансы, то главное отличие лампы против 12АХ7 состоит в том, что октальная имеет удивительно ясное, гораздо более детальное звучание и вместе с тем мелодичность (певучесть, если хотите) ничуть не страдает. Кроме использования в цепях предварительного усиления, ее можно встретить в качестве драйвера, хотя малые токи анода и значительное внутреннее сопротивление будут препятствием в деле усиления мощных сигналов для раскачки выходных каскадов. Между тем, ее можно без опасений использовать в РР-схеме для раскачки 6С4С, как это делает А&Т Sound/Золотая Середина.

*Этакая ирония судьбы: значок МЭЛЗ'а очень схож со значком метро, а станция << Электрозаводская >> — ударение на последних гласных — находится акурат рядом с проходной завода...

Вестник А.Р.А. №4

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

На сайте компании GermanTrucks Вы можете купить грузовик с пробегом из Европы.

Новости промышленности

Поставка измерительных приборов, КИПиА, метрология

 

Это интересно

Электронные лампы приобрели свои исклю­чительно ценные свойства лишь после того, как в диод был введен третий электрод — сетка. Это открыло перед электронной лампой огром­ные возможности. Сетка помещается между ка­тодом и анодом.
    Название «сетка» объясняется тем, что в пер­вых конструкциях ламп она действительно пред­ставляла собой сетку или решетку (рис. 1 и 2). В дальнейшем сетку начали делать в виде прово­лочной спирали, окружающей катод, но перво­начальное название «сетка» удержалось за этим электродом до настоящего времени.
    Какую же роль выполняет сетка?
    Работа триода, как всякой электронной лампы, основана на существовании электронного потока между катодом и анодом. Сетка находится между этими электродами, поэтому электроны, устрем­ляющиеся от катода к аноду, встречают ее на своем пути и сетка управляет количеством элек­тронов, летящих к аноду.
    Разумеется, сетку нельзя рассматривать как механическое препятствие для электронов. Про­межутки между витками сетки, как бы густа она ни была, всегда будут огромны по сравнению с размерами электронов. Если, например, пред­ставить себе электрон в виде футбольного мяча, то расстояния между витками сетки в том же масштабе будут равны расстояниям между пла­нетами нашей вселенной.
    Сетка, как и другие электроды, имеет вывод наружу. Посмотрим, изменится ли что-либо в работе лампы, если вывод сетки присоединить к катоду (рис. 3). При таком соединении сетка приобретает потенциал катода. Между сеткой и катодом не будет никакого электрического поля, поэтому витки сетки окажут очень слабое действие на электроны, летящие от катода к аноду. Возможно, что отдельные электроны, столкнувшиеся с витками сетки, застрянут на них. Но в этом случае сетка зарядится отрица­тельно по отношению к катоду, и излишние элек­троны немедленно стекут с нее на катод по соеди­нительному проводнику, выравнивая таким образом потенциалы сетки и катода.
    Положение резко изменится, если сообщить сетке какой-либо потенциал относительно ка­тода. Осуществить это можно, включив; напри­мер, между катодом и сеткой батарею.
    Если батарея окажется включенной так, что сетка зарядится отрицательно (рис. 4), то по­следняя начнет отталкивать электроны обратно к катоду. Если в анодную цепь лампы включен измерительный прибор, то он зарегистрирует уменьшение анодного тока. Прорываться к аноду сквозь сетку смогут лишь те электроны, которые обладают достаточно большой скоростью.
    При значительном отрицательном потенциале сетки даже те электроны, которые обладают наибольшей скоростью, не смогут преодолеть ее отталкивающее действие. Анодный ток прекра­тится. Лампа, как говорят, будет заперта. Если батарею (которую мы назовем сеточной) присоеди­нить так, чтобы сетка была заряжена положи­тельно относительно катода (рис. 5), то возник­шее между катодом и сеткой электрическое поле станет ускорять движение электронов. В этом случае прибор в цепи анода покажет увеличение анодного тока. Теперь смогут достигать анода и те электроны, которые при вылете из катода обладали малой скоростью и без помощи сетки не смогли бы преодолеть путь до анода.
    Чем выше положительный потенциал сетки, тем больше она способствует увеличению ско­рости электронов, излучаемых катодом. В соот­ветствии с этим возрастает и анодный ток. При этом, разумеется, некоторая часть электронов притягивается и к сетке, но при правильной кон­струкции лампы количество этих электронов невелико по сравнению с общей эмиссией катода. Подавляющее число электронов вследствие притяжения сеткой получает столь большое ускоре­ние, что они. проскакивают через промежутки между ее витками и устремляются к аноду, притяжение которого еще больше ускоряет их. Лишь те электроны, которые на своем пути сталки­ваются непосредственно с витками сетки или оказываются в непосредственной близости от них, притянутся к сетке и создадут в ее цепи ток, получивший название сеточного тока.
    Далее...

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1